Атолл мидуэй. Атолл мидуэй Образ в искусстве

Сражение у атолла Мидуэй

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у атолла Мидуэй - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Общие данные

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими - в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Расстановка сил и маневрирование противников накануне сражения за Мидуэй.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Повреждения и гибель IJN Akagi

Я взглянул вверх и увидел три вражеских самолета, в крутом пике идущие прямо на наш корабль. Послышалось несколько торопливых очередей зенитных автоматов, но было уже поздно. Американские пикирующие бомбардировщики стремительно приближались. Вот несколько черных капель отделилось от их крыльев. Бомбы! Они летели прямо на меня! Инстинктивно я упал на палубу и пополз за щит управления.

Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее.

Из воспоминаний Мицуо Футиды, командира авиагруппы авианосца IJN Akagi

IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое - в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30"сев. широты и 179°08" зап. долготы. Время гибели - 04.55.

На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.

Повреждения и гибель IJN Kaga

В 10.24 девять пикирующих бомбардировщиков атаковали авианосец. Каждый из них сбросил по одной бомбе. Первые три упали рядом с кораблем. Они не причинили никакого вреда. Однако следующие по меньшей мере четыре бомбы попали в носовую, среднюю и кормовую части полетной палубы. Бомба, попавшая в носовую часть корабля, как раз перед мостиком, взорвала стоявшую там небольшую цистерну с бензином. Высоко взметнувшееся пламя охватило мостик и прилегающие участки палубы. Командир корабля Окада и большинство других офицеров, находившихся на мостике, погибли на месте. Из старших офицеров в живых остался лишь командир авиационной боевой части капитан 2 ранга Амагаи. Он немедленно принял командование кораблем. IJN Kaga , который получил бомбовые попадания почти одновременно с IJN Akagi , оставался на плаву гораздо меньше времени. В 16.40 капитан 2 ранга Амагаи отдал приказ оставить корабль. Все, кому удалось уцелеть, были переправлены на эскадренные миноносцы. В 19.25 раздались два сильных взрыва и авианосец пошел ко дну. Место его гибели - 30°20" сев. широты и 179° 17" зап. долготы. В этом бою погибла треть команды авианосца - 800 человек.

Повреждения и гибель IJN Sōryū

В 10.25 IJN Sōryū был атакован 13 американскими пикирующими бомбардировщиками и получил в течение трех минут три попадания. Первая бомба разорвалась на полетной палубе перед носовым лифтом, а две следующие накрыли центральный, до неузнаваемости разворотив палубу. Вскоре огонь перекинулся на цистерны с бензином и погреб для боеприпасов. К 10.30 пылающий, окутанный клубами дыма корабль представлял собой ужасающее зрелище. Вызываемые огнем взрывы следовали один за другим.

В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze .

В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца - 30°38" сев. широты и 179°13" зап. долготы.

Повреждения и гибель IJN Hiryū

IJN Hiryu уклоняется от атаки бомбардировщиков B-17.

IJN Hiryū действовал в отдалении от остальных кораблей соединения Нагумо и до времени избежал их печальной участи. Начиная с рассвета, корабль атаковало не менее 79 самолетов, но ему удалось уклониться от 26 торпед и 70 бомб. В 17.03 авианосец с юго-запада, со стороны солнца атаковали незамеченными 13 пикирующих бомбардировщиков с USS Hornet (по американским данным самолетов было около 40).

На IJN Hiryū открыли огонь и резко переложили руль на правый борт. Этот маневр позволил уклониться от первых трех бомб, но остальные бомбардировщики добились четырех прямых попаданий в палубу, которые вызвали пожары и взрывы на корабле, и еще четыре бомбы разорвались рядом с бортом, повредив обшивку и вызвав течь.

В 21.23 IJN Hiryū остановился и начал крениться. Пожарные помпы и рулевое устройство бездействовали. По мере заполнения отсеков водой, крен корабля увеличивался и в конце концов достиг 15°. Через некоторое время неподвижный авианосец был вновь атакован на этот раз бомбардировщиками В-17, но ни одна из бомб не попала в цель. В конце концов корабль был затоплен экипажем. Вместе с кораблем погиб отказавшийся покинуть его командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути.

Оценка события современниками

Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно "летающими крепостями" и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что "тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника". В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало "подвиг" пилотов В-17 известным всей Америке.

6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: "Наши великолепные лётчики". В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй "была одержана великолепная, впечатляющая победа", и "японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров".

В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.

Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.

Примечания

Образ в искусстве

В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня "Midway".

Текст оригинала:

Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes

This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range

Midway
We’ll meet at Midway
Naval War

Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes

This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves

Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war

Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise

По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.

Мидуэй(1976): Жанр: военный, история, боевик. Режиссёр: Джек Смайт. В ролях: Чарлтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Коберн

Также, финальной сюжетной аркой аниме-сериала Kantai Collection является "переигрывание" сражения за Мидуэй (Японская сторона сумела победить не без стараний главной героини - Фубуки).

Ссылки

Литература и источники

  • Буранок С.О. Сражение за Мидуэй и американское общество . - Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2011. - 190 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-4259-0094-4

Интернет-ресурсы

Галерея изображений

{{#property:p297}} Код МОК {{#property:p984}} Телефонный код Часовые пояса Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Координаты :

Первые жители - с 1903 года, когда прокладывался транстихоокеанский телеграфный кабель. С 1935 по 1947 г. - пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.

С до г. на острове располагалась военно-морская база США. В середине 1942 г. неподалёку от атолла произошла битва за Мидуэй , в ходе которой вооружённые силы США уничтожили 4 японских авианосца.

Сейчас атолл имеет статус национального заповедника США. Сохраняется в эксплуатационном состоянии одна взлётно-посадочная полоса (2400 м) и запас авиатоплива - на случай экстренной посадки самолётов.

Население

Постоянного населения нет с 2006 года. В 1940-1970-е годы численность временного населения (персонал базы) достигала двух тысяч человек. Сейчас на Мидуэе проживают около 40 сменных сотрудников заповедника.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мидуэй"

Примечания

Ссылки

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Отрывок, характеризующий Мидуэй

Я очень расстроилась, но, стараясь изо всех сил не показать этого Атенайс, как можно спокойнее спросила:
– А что это за «отпечаток»?
– О, все, когда умирают, возвращаются за ним. Когда твоя душа кончает своё «томление» в очередном земном теле, в тот момент, когда она прощается с ним, она летит в свой настоящий Дом, и как бы «возвещает» о своём возвращении... И вот тогда, она оставляет эту «печать». Но после этого, она должна опять возвратиться обратно на плотную землю, чтобы уже навсегда проститься с тем, кем она была... и через год, сказав «последнее прощай», оттуда уйти... И вот тогда-то, эта свободная душа приходит сюда, чтобы слиться со своей оставленной частичкой и обрести покой, ожидая нового путешествия в «старый мир»...
Я не понимала тогда, о чём говорила Атенайс, просто это звучало очень красиво...
И только теперь, через много, много лет (уже давно впитав своей «изголодавшейся» душой знания моего удивительного мужа, Николая), просматривая сегодня для этой книги своё забавное прошлое, я с улыбкой вспомнила Атенайс, и, конечно же, поняла, что то, что она называла «отпечатком», было просто энергетическим всплеском, который происходит с каждым из нас в момент нашей смерти, и достигает именно того уровня, на который своим развитием сумел попасть умерший человек. А то, что Атенайс называла тогда «прощание» с тем, «кем она была», было ни что иное, как окончательное отделение всех имеющихся «тел» сущности от её мёртвого физического тела, чтобы она имела возможность теперь уже окончательно уйти, и там, на своём «этаже», слиться со своей недостающей частичкой, уровня развития которой она, по той или иной причине, не успела «достичь» живя на земле. И этот уход происходил именно через год.
Но всё это я понимаю сейчас, а тогда до этого было ещё очень далеко, и мне приходилось довольствоваться своим, совсем ещё детским, пониманием всего со мной происходящего, и своими, иногда ошибочными, а иногда и правильными, догадками...
– А на других «этажах» сущности тоже имеют такие же «отпечатки»? – заинтересованно спросила любознательная Стелла.
– Да, конечно имеют, только уже иные, – спокойно ответила Атенайс. – И не на всех «этажах» они так же приятны, как здесь... Особенно на одном...
– О, я знаю! Это, наверное «нижний»! Ой, надо обязательно туда пойти посмотреть! Это же так интересно! – уже опять довольно щебетала Стелла.
Было просто удивительно, с какой быстротой и лёгкостью она забывала всё, что ещё минуту назад её пугало или удивляло, и уже опять весело стремилась познать что-то для неё новое и неведомое.
– Прощайте, юные девы... Мне пора уходить. Да будет ваше счастье вечным... – торжественным голосом произнесла Атенайс.
И снова плавно взмахнула «крылатой» рукой, как бы указывая нам дорогу, и перед нами тут же побежала, уже знакомая, сияющая золотом дорожка...
А дивная женщина-птица снова тихо поплыла в своей воздушной сказочной ладье, опять готовая встречать и направлять новых, «ищущих себя» путешественников, терпеливо отбывая какой-то свой особый, нам непонятный, обет...
– Ну что? Куда пойдём, «юная дева»?.. – улыбнувшись спросила я свою маленькую подружку.
– А почему она нас так называла? – задумчиво спросила Стелла. – Ты думаешь, так говорили там, где она когда-то жила?
– Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит.
– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.

В западной части Гавайского архипелага есть коралловый остров с названием Мидуэй. Если уж совсем строго, то это три острова Сэнд, Истерн и между ними крошечный островок Спит, которые обозначают, как Мидуэй. Остров этот занимает важное стратегическое положение в огромном океане.

Японцы замахнулись ни много, ни мало, захватить остров, который обороняли американцы, заодно уничтожить американский флот. А там, глядишь, и конец войны при безраздельном господстве японского императорского военно-морского флота на Тихом океане.

План предусматривал отвлечение части сил американского флота действиями в северном направлении от Алеутской гряды, нанесением удара по военно-морской базе Датч-Харбор на острове Уналашка, (когда-то русское владение) и захватом островов Атту и Кыска.

Этот грандиозный замысел японское командование планировало осуществить пятью корабельными соединениями, в которые входили 11 линкоров, 8 авианосцев, 22 тяжёлых и лёгких крейсера, 66 эсминцев, 21 подводная лодка, не считая десантных и вспомогательных судов.

Для сравнения, советский Тихоокеанский флот в 1941 году состоял из 2-х лидеров эсминцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эсминцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 подводными лодками и около 500 самолетов.

Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить себе возможности японцев в случае вступления в войну с Советским Союзом на стороне Германии.

Японские подводные лодки ко 2-му июня 1942 года должны были развернуться в трёх завесах между Гавайскими островами и островом Мидуэй. В их задачу входили перехват и уничтожение американских кораблей, в случае их следования к Мидуэю.

Японское командование недооценило, что американцы быстро учились. Теперь они не позволили захватить их врасплох. Американские криптографы взломали код JN-25b японского флота. Теперь у командующего Тихоокеанским флотом адмирала Нимица на столе лежали японские шифровки, из которых ясно вырисовывался план японцев.

Командующий японским флотом адмирал Ямамото считал, что у американцев на Тихом океане остались только два авианосца. Один во время боя в Коралловом море потопили японские лётчики, другой получил такие повреждения, что японцы считали его затонувшим.

Ещё один американский авианосец ремонтировался на Западном побережье США после того, как его торпедировала японская подводная лодка.
Вторая ошибка Ямамото заключалась в том, что он считал американцев деморализованными после Пёрл-Харбора, недооценил их. Японский адмирал готовил американским кораблям ловушку, в которую попал сам.

Японские подводные лодки заняли свои позиции на двое суток позже назначенного по плану срока, но это ничего не меняло, американцы, зная замысел японского командования, намного раньше упредили противника и прошли опасные зоны.

В своё ударное авианосное соединение, которое находилось в 200 милях севернее острова Мидуэй, они включили три авианосца, 7 тяжёлых и один лёгкий крейсер, 17 эсминцев и танкер. На остров Мидуэй доставили 125 самолётов, а вокруг острова заняли позиции 63 подводные лодки.

3 июня в 9 часов утра в 600 милях от Мидуэя японскую десантную группу обнаружили американские самолёты-разведчики. Её дважды атаковали бомбардировщики и летающие лодки с торпедами. Но результат был не блестящий, добились попадания только в танкер «Akebono Maru».

4-го июня в 4 часа 45 минут командующий японским авианосным соединением вице-адмирал Нагумо поднял в воздух свои самолёты. Авианосцы находились в 200 милях от Мидуэя. Их через тридцать минут обнаружили самолёты-разведчики и радиолокационные установки на острове. С островных аэродромов в воздух поднялись истребители защищать Мидуэй, а бомбардировщики полетели бомбить авианосцы.

Японские самолёты прорвались к острову и нанесли тяжёлые повреждения его оборонительным объектам, но главную задачу – уничтожить американские самолёты они не решили. Из 108 японских самолетов, участвовавших в этой атаке, 11 были уничтожены, 14 сильно повреждены и 29 имели лёгкие повреждения.

Американские атаки тоже обернулись большими потерями, особенно бомбардировщиков, всего погибли 17 самолётов с экипажами. Один из пикирующих бомбардировщиков едва не поразил бомбой боевую рубку авианосца, в которой находились вице-адмирал Нагумо и его штаб.

Наверно, это и побудило Нагумо произвести второй налёт на остров, когда американские самолёты приземлятся для дозаправки топливом и пополнения боезапаса. Это было нарушением приказа Ямамото беречь самолёты для удара по кораблям американцев.

С точки зрения военно-морского искусства, первая фаза боя состояла в том, что самолёты морского базирования бомбили береговые объекты, а береговые самолёты – корабли. В 7 часов 28 минут Нагумо получил сведения от своей воздушной разведки, что американские авианосцы находятся в 200 милях от Мидуэя. Он решил немедленно их атаковать.

Но, что значит немедленно: надо было принять самолёты первого эшелона, заменить у самолётов второго эшелона бомбы на торпеды. Эту работу завершили в 9 часов 18 минут. И в этот момент над японскими авианосцами появились пять групп американской авианосной авиации. Неизвестно почему торпедоносцы, 41 самолёт, послали без истребительного прикрытия.

Японские истребители сбили 35 американских торпедоносцев. Американские лётчики погибали, не успев причинить ущерб противнику. Шесть удачно сброшенных торпед не взорвались. Но в 10 часов 24 минуты обстановка в корне изменилась. Над местом боя появились пикирующие бомбардировщики с двух американских авианосцев.

Они шли на большой высоте и видели, как внизу, под ними ведут бой истребители с торпедоносцами. Обе эскадрильи бомбардировщиков появились вместе совершенно случайно, а не потому что это был план командования. Также стихийно они выбирали для себя цели.

Американские лётчики, не обращая внимания на плотный зенитный огонь, пикировали на японские авианосцы до высоты 500 метров и попали во все три корабля. Два авианосца затонули после 19 часов, а третий горел всю ночь, пока его на рассвете не потопил свой эсминец. Гибель авианосцев наблюдал, плавая среди обломков, чудом уцелевший лётчик с подбитого торпедоносца, Джордж Гэй. Он единственный остался в живых из всей эскадрильи.

У японцев оставался ещё один авианосец «Hiry;», который вообще никто не атаковал. Сражением, и американские, и японские адмиралы руководили как-то странно. Авианосец стал уходить на север, но его командир рассчитывал на прощанье нанести удар по американцам. Он поднял самолёты, которые атаковали авианосец «Yorktown».

Ценой больших потерь японцам удалось поразить корабль тремя бомбами и двумя торпедами. Адмирал Флетчер со своим штабом перешёл с авианосца на тяжёлый крейсер «Astoria». Командир корабля приказал экипажу покинуть авианосец. Люди перешли на эсминцы сопровождения. Около корабля оставили один эсминец, чтобы он потопил корабль, если его попытаются захватить японцы.

Однако авианосец упорно не тонул. Тогда адмирал послал к нему тральщик и пять эсминцев для охраны. Тральщик взял корабль на буксир. На авианосец вернули часть экипажа, которая принялась бороться за живучесть корабля.

Возможно и спасли бы «Yorktown», но японский самолёт разведчик навёл на отряд подводную лодку И-168. Та потопила одной торпедой эсминец, одной промазала, а две последние попали в борт авианосца. Но он по-прежнему не тонул и только утром 7 июня перевернулся и пошёл на дно.

На фотографии: Джордж Гэй (справа), единственный пилот топедоносца, оставшийся в живых из всей эскадрильи, который пробыл много часов в воде, пока его не подобрала летающая лодка.

Энциклопедия битв мировой истории

Мидуэй, остров

2-я мировая война

4 июня 1942 японцы напали на эту базу США в 1000 милях от Перл-Харбор в центральной части Тихого океана с целью 294 уничтожить остатки тихоокеанского флота США и расширить сеть япон. опорных пунктов. Это была самая крупная операция япон. военно-морского флота. Адм. Ямамото и Нагумо располагали ударными силами из 162 боевых кораблей и вспомогательных судов, включая 12 транспортов с 5000 солдат и четыре авианосца. В распоряжении амер. адм. Нимица находились 76 кораблей и три авианосца, а также 100 самолетов, базировавшихся на о. Мидуэй. Амер. экспертам удалось раскрыть япон. военно-морские шифры, благодаря чему планы Ямамото стали известны. Они состояли в том, чтобы выманить флот США в северном направлении путем отвлекающего удара по западной и восточной частям Алеутских о-вов, особенно по Датч- Харбор, а основные силы японцев ударили бы по о. Мидуэй. Обеспечив там высадку десанта, япон. флот мог подстеречь возвращающийся от Алеутских о-вов флот США и разгромить его. Однако, не поддавшись на отвлекающий маневр, Нимиц передал Алеутские о-ва под опеку северной эскадры тихоокеанского флота и остался дожидаться японцев северо-восточнее Мидуэя. Не зная этого, Нагумо, находившийся тогда в 240 милях к северо-западу, 4 июня направил 108 самолетов на Мидуэй в разведку боем. Амер. пилот-разведчик заметил эскадру Нагумо. 100 амер. бомбардировщиков поднялись в воздух и тремя волнами атаковали японцев. Однако, не потопив ни одной цели, они потеряли почти половину своего состава. В тот момент, когда его самолеты возвратились из рейда на Мидуэй для заправки горючим и пополнения боеприпасами, Нагумо получил сообщение о приближении эскадры из 10 амер. кораблей. К середине дня самолеты с авианосцев "Йорктаун" и "Энтерпрайз" потопили все четыре япон. авианосца с имевшимися на них 250 самолетами. Лишившись воздушного прикрытия своих линейных кораблей, Ямамото был вынужден отступить. Американцы потеряли авианосец "Йорктаун", 150 самолетов, один миноносец и 307 чел. Япон. потери составили четыре авианосца, 275 самолетов, крейсер "Микума" и свыше 4000 чел. Это сражение стало поворотным пунктом в войне на Тихом океане, поскольку открыло путь для амер. контрнаступления.

См. Алеутские острова, Коралловое море, Соломоновы острова.

  • - город, р.ц., Псковская обл. Впервые упоминается в 1342 г. как крепость на острове реки Великой, что и определило его название...

    Географическая энциклопедия

  • - В Псковской области, областного подчинения, районный центр, в 55 км к югу от Пскова. Расположен на берегах р. Великая. Железнодорожная станция на линии Псков - Пыталово. Население 28,9 тыс. человек...

    Города России

  • - Село в Вязовской волости, на северном берегу оз. Б. Острие. Как раз напротив села в озере расположен остров – это и послужило причиной названия...

    Словарь топонимов Новосокольнического района Псковской области

  • - д., центр ского с/с Вашкинского р-на. В источниках XV в. упоминается владение кн. Кемских – ский мох: «А Индоману межа с Коркучем... на ской мох да на Мягрь ручей» ...

    Географические названия Вологодской области

  • - коралловый атолл в Тихом ок., в северо-западной группе Гавайских о?вов. 5,2 км². Население ок. 2 тыс. человек. Аэропорт на воздушном пути между США и странами Азии. Во время 2-й мировой войны, 4-6.6...

    Большой энциклопедический словарь

  • - коралловый атолл в Тихом океане, в сев.-зап. группе Гавайских о-вов; США. Название - англ, "половина пути"...

    Географическая энциклопедия

  • - близ устьев реки Урал, в 3 верстах от берега. Единственный о-в в сев.-вост. части Каспийского моря, образованный из твердых пород; все другие о-ва образованы из ракуши и песка...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - причисляемый к Спорадам - остров в Эгейском море, близ малоазиатского берега, против гг. Галикарнас и Книдос...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Кос, остров в Эгейском море, в архипелаге Южной Спорады, близ полуострова Малая Азия. Принадлежит Греции. Длина около 40 км, ширина до 10 км, площадь 267 км2...
  • - Мён, остров в Балтийском море, в группе Датских островов. Принадлежит Дании. Площадь 218 км2. Низменная поверхность с моренными грядами высотой до 143 м. Значительная часть территории возделана...

    Большая Советская энциклопедия

  • - коралловый атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Возник на базальтовом основании разрушенного вулкана. В лагуне атолла - несколько мелких островов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Мэн, остров в Ирландском море. Принадлежит Великобритании. Площадь около 600 км2, население 56,2 тыс. чел. . Высота до 619 м. Климат умеренный морской. Луговая растительность. Скотоводство, земледелие...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Рождества остров, Кристмас, остров в восточной части Индийского океана. Находится под управлением Австралийского Союза. Площадь 156 км2. Население 3,4 тыс. чел. . Высота до 356 м. Тропическая растительность...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тюлений остров, низменный песчаный остров в северо-западной части Каспийского моря. Длина около 5 км, ширина до 2 км. На острове ‒ посёлок и метеорологическая станция. Промыслы ‒ рыбный и тюлений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Тюлений остров, остров в Охотском море, близ берегов острова Сахалин, к Ю. от полуострова Терпения...

    Большая Советская энциклопедия

"Мидуэй, остров" в книгах

7. Мидуэй

Из книги Авианосцы, том 1 автора Полмар Норман

Остров Сен-Луи (Ile Saint-Louis, остров Св. Людовика)

Из книги В поисках деревянного слона. Облики Парижа автора Бетаки Василий Павлович

Глава 14 Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 14 Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй Теперь на Тихом океане происходили волнующие события, отражавшиеся на всем ходе войны. К концу марта первый этап японского военного плана увенчался настолько полным успехом, что это удивило даже его

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца Жизнь поистине удивительна! Того, что произошло на маленьком островке посередине озера Титикака, никто никогда не планировал, тем не менее и время, и действие были рассчитаны с точностью, с какой рука хирурга направляет

2.1. Остров Крит (Кандий) или, возможно, Английский (Кантийский) остров представлен на печати из дневника Корба под именем «Кондиния»

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

Глава четырнадцатая Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй.

Из книги Вторая мировая война. (Часть II, тома 3-4) автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава четырнадцатая Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй. Теперь на Тихом океане происходили волнующие события, отражавшиеся на всем ходе войны. К концу марта первый этап японского военного плана увенчался настолько полным успехом, что это

20.9. Британские острова = Англия или остров Крит как Кантийский остров на государственном гербе Руси-Орды

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова…

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова… Изделия из янтаря высоко ценились в древних странах Средиземноморья. Ведь привозился он издалека, с берегов далеких северных стран, лежащих где-то на краю земли. Сейчас мы знаем, что на самом деле страны эти были не такими

Мидуэй

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Мидуэй Битва у Мидуэя в июне 1942г. общепризнанно считается одной из поворотных точек Мировой войны. 12 субмарин США были развернуты вокруг Мидуэя, четыре из них вступили в контакт с кораблями противника.Лодка «Nautilus» на перископной глубине прорвалась в середину ордера

7. Мидуэй Вторжение японцев на Новую Гвинею и Соломоновы острова было только частью широкого стратегического наступления. Захват Мидуэя и оккупация западных Алеутских островов были второй фазой операции, в ходе которой японцы планировали расширить свой оборонительный

Мидуэй

Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.

Мидуэй Стремясь окончательно разгромить американский флот на Тихом океане, адмирал Ямамото разработал план атаки острова Мидуэй, лежащего к северо-востоку от Гавайев. Дополнительным стимулом к захвату острова стал упомянутый выше налет бомбардировщиков В-25 на Японию.

Атолл Мидуэй (англ. Midway Atoll, гавайский: Pihemanu Kauihelani) - атолл Северо-Западных Гавайских островов в северной части Тихого океана. Название означает «Середина пути», потому что он расположен на полпути между Азией и Америкой. . Является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. В статистических целях Мидуэй относят к Внешним малым островам США.

Раньше на Мидуэе располагалась база вооружённых сил США. 4-6 июня 1942 года атолл стал центром битвы за Мидуэй, в которой американцы победили японский флот, потопили 4 авианосца и переломили ход Второй мировой войны на Тихом океане. В 1993 году база была окончательно закрыта, а в 2006 году Мидуэй стал частью Национального заповедника Северо-Западных Гавайских островов. Постоянного населения на атолле нет, однако присутствуют от 40 до 60 сотрудников заповедника.

Посетить атолл можно в составе организованных туров или волонтёром Национальной службы охоты и рыболовства, в 2012 году атолл посетили 332 человека, а в 2013 программа волонтёрства из-за сокращения бюджета была приостановлена. Туры сосредоточены на экологии и военной истории. Экономика территории осуществляется исключительно из государственных источников и туристических сборов. Все продукты питания и промышленные товары ввозятся.

География, геология, флора и фауна


Гавайские острова Остров Санд

Атолл Мидуэй является частью архипелага Гавайских островов, входит в состав Северо-Западных Гавайских островов и находится на их Северо-Западном крае. Атолл был образован около 28 миллионов лет назад в качестве щитового вулкана. Вулкан, заснув, начал опускаться на дно, а над ним образовался коралловый риф. Кольцеобразный барьерный риф имеет около 9,7 км в поперечнике, в его южной части находятся три песчаных острова: Санд - самый большой, Истерн и маленький островок Спит между ними.

Остров Истерн

Острова Санд и Истерн являются местом гнездования миллионов птиц.

История

Мидуэй не имеет коренных жителей и до XIX века был необитаем. Атолл был открыт капитаном ВМС США Н. С. Миддлбруксом 5 июля 1859 года. Капитан назвал острова «Острова Брукса» и в соответствии с Законом о гуано выдвинул претензию США на атолл. 28 августа 1867 года капитан Уильям Рейнольдс на корабле «Лакаванна» высадился на островах и США формально вступили во владение. Вскоре после этого название было изменено на Мидуэй. Атолл получил статус неинкорпорированной территории и стал первой территорией США в Тихом океане. Он был в ведении ВМС США и стал единственным островом Гавайского архипелага, не вошедшем в состав штата Гавайи.

Первая попытка заселения атолла была произведена в 1871 году, когда Американская почтовая пароходная компания на деньги, выделенные конгрессом США, начала проект дноуглубительных работ фарватера через риф. Цель была в том, чтобы создать посреди Тихого океана угольную станцию и избежать высоких налогов на уголь, введённых гавайцами. Проект вскоре закончился полным провалом, а корабль «Сагино», в октябре 1871 года вывезший всех рабочих, сел на мель у атолла Куре. Все рабочие были спасены.

Здание кабельной станции

В 1903 году на атолле поселились рабочие Коммерческой Тихоокеанской кабельной компании, и через Мидуэй проложили Транс-Тихоокеанский кабель. Рабочие принесли в живой мир атолла множество новых растений и животных. В том же году президент США Теодор Рузвельт подтвердил нахождение Мидуэя в ведении ВМС США, на островах была построена радиостанция, а между 1904 и 1908 годами размещены 21 морской пехотинец, для защиты от японских браконьеров.

В 1935 году Мидуэй стал дозаправочным пунктом для летающих лодок Мартин М-130, летающих по маршруту из Сан-Франциско в Китай. Полёт был очень дорогим - он стоил в три раза больше зарплаты среднего американца.

Мидуэй после японского налёта

Расположенный посередине Тихого океана, Мидуэй обрёл важное военное значение. В 1940 году, когда выросла напряжёность в японо-американских отношениях, Миуэй был признан вторым после Пёрл-Харбора по важности пунктом для обороны Западного побережья США. На атолле был построен военный аэродром, углублён канал в рифе, построена база гидросамолётов и подводных лодок, установлены артиллерийские орудия. Архитектором Альбертом Каном были построены офицерские квартиры, торговый центр и ряд других зданий. 7 декабря 1941 года, одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, Мидуэй был бомбардирован двумя японскими эсминцами, атака которых была отбита береговой артиллерией. 10 февраля 1942 года атолл был вновь обстрелян, на этот раз с подводной лодки.

4-6 июня 1942 года атолл стал центром масштабной битвы за Мидуэй, в ходе которой японцы пытались овладеть атоллом, но потерпели сокрушительное поражение. Японцы задействовали в битве 4 авианосца и 150 кораблей сопровождения, и хотя им удалось отбомбиться по островам, нанеся значительные повреждения, они потеряли все авианосцы и более 250 самолётов. Битва стала переломом во всей Тихоокеанской кампании.

Американские военные занимали атолл с 1 августа 1941 по 1945 год. В 1950 году военно-морская база Мидуэй вновь вошла в строй для поддержки в Корейской войне. Многие корабли и самолёты останавливались на Мидуэе для дозаправки и немедленного ремонта.

С 1968 по 1993 год на Мидуэе находилась военно-воздушная база. Был установлен пункт прослушивания советских подводных лодок, бывший секретным до самого конца холодной войны, когда его снесли. На аэродроме атолла несли дежурство самолёты WV-2 (EC-121K) «Вилли Виктор», оснащённые мощными радарами и служившие для раннего предупреждения о ракетном нападении. Во время Вьетнамской войны гарнизон острова, насчитывающий в то время 3500 человек, также поддержал воюющие силы. В июне 1969 на Мидуэе, в здании офицерских квартир, президент США Ричард Никсон встретился с президентом Южного Вьетнама Нгуеном Ван Тхьеу.

В 1978 году статус Мидуэя как военно-воздушной базы понизился, военные объекты начали закрываться, а персонал покидать атолл. С распространение разведывательных спутников и атомных подводных лодок значение Мидуэя для национальной обороны США сильно снизилось. 10 сентября 1993 года военная база была закрыта.Военно-морской флот взял на себя ответственность за устранение всех загрязнений.

Национальный заповедник

22 апреля 1988 года Мидуэй получил статус национального резервата дикой природы, тогда ещё под юрисдикцией ВМФ. 31 октября 1996 года президент США Билл Клинтон подписал указ о передаче Мидуэя в ведение Министерства внутренних дел. Последние работники базы ВМФ покинули атолл 30 июня 1997 года, после завершения масштабной операции по экологической очистке острова. 13 сентября 2000 года Мидуэй получил также статус Национального мемориала Битвы за Мидуэй.

15 июня 2006 года президент США Джордж Буш мл. подписал указ о создании Национального морской памятник Северо-западных Гавайских островов, в который вошёл и Мидуэй. Монумент управляется совместно Службой рыбных ресурсов и дикой природы МВД США, Национального управления океанических и атмосферных исследований Министерства торговли США и штатом Гавайи. В 2007 году название памятника было изменено на гавайское - Папаханаумокуакеа.

На атолле постоянно находятся 40-60 сотрудников заповедника. С августа 1996 года были открыты экотуры для посещения атолла общественностью. Эта программа была закрыта в 2002 году. В 2008 году началась другая программа посещения атолла, но в 2013 году из-за сокращения бюджета была закрыта и она.

Политика

Мидуэй организованно является неорганизованной неинкорпорированной территорией США. Это значит, что он не входит в т ерриторию США, а является их владением, конституция действует не в полном объёме, местного самоуправления нет, территория управляется федеральным Министерством внутренних дел США. Так как Мидуэй не входит в состав штата Гавайи, он единственный из всех Гавайских островов находится в другом часовом поясе - UTC-11 - Самоанское время.

Инфраструктура

Основой инфраструктуры Мидуэя является аэродром Гендерсон-Филд на острове Санд. Аэропорт имеет одну действующую взлётно-посадочную полосу длиной 2400 метров. Сейчас аэропорт служит для экстренных посадок. Ещё один аэродром находится на острове Истерн. Активно использовавшийся во Вторую мировую войну, сейчас он заброшен. Другим важным объектом является гавань, она защищена волноломом, от ней через лагуну прокопан судоходный канал в открытый океан. Кроме этого, на островах атолла проложено 32 километра автодорог и 7,7 километра трубопровода.

Список островов

Острова атолла

Название Название на английском Площадь, км²
1 Санд Sand Island 4,86
2 Истерн Eastern Island
Островные территории Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Пуэрто-Рико, Северные Марианские острова
Внешние малые острова Бейкер, Джарвис, Джонстон, Кингмен, Мидуэй , Навасса, Пальмира, Уэйк, Хауленд

Читайте также: