Опыт работы. Тема: «Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста. Проект «Путешествие по Кунгурской ледяной пещере Беседа «Драгоценные камни»

Рельеф нашей Родины разнообразен - это холмы, равнины, горы. С этой темой мы познакомились на уроках окружающего мира. Заинтересовавших этой темой в библиотеке я нашёл книгу «Пещеры», в ней рассказывалось много интересных сведений о том, как образуются пещеры, что такое сталактиты и сталагмиты, кто обитает в пещерах, как использовались пещеры людьми, как изучают пещеры. Недавно мы с семьей побывали в Кунгурской ледяной пещере. Эта пещера восхитила своей красотой и размерами. Захотелось узнать больше об этой пещере Уральских гор и рассказать о неё классу. Этот вопрос и стал темой моего проекта.

Цель: создать видеоролик - экскурсию по Кунгурской ледяной пещере и макет грота пещеры.

Задачи:

1) Выяснить, что такое пещера и какие бывают пещеры?

2) Узнать, как образовалась Кунгурская ледяная пещера?

3) Познакомиться со строением Кунгурской ледяной пещеры.

4) Рассмотреть, как образуются сталактиты и сталагмиты?

5) Выяснить, кто является обитателями Кунгурской ледяной пещеры.

Практическая значимость : данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

Работая над проектом я узнал, что:

Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями, доступными для человека.

Пещеры, исходя из того как они были образованы делятся на следующие виды:

1) Карстовые пещеры.

2) Тектонические пещеры.

3) Эрозионные пещеры.

4) Ледниковые пещеры.

5) Вулканические пещеры.

Кунгурская пещера - одна из крупнейших карстовых пещер России. Пещера находится на берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка.

Возраст Кунгурской ледяной пещеры 10-12 тысяч лет. Протяжённость всех ходов пещеры - 5 км 700 м; количество гротов - 48,количество озёр - 70. С каждым гротом и озером связана легенда, поэтому у них необычные названия.

В пещерах очень часто встречаются сталактиты - свешивающиеся с потолка «сосульки» разных размеров, и сталагмиты - образования, тоже похожие на сосульки и растущие из пола пещеры. Как же они образуются? Вода, просачиваясь, вымывает минералы - кальцит. Когда капельки капают, сверху образуются сталактиты, снизу сталагмиты. Сталактиты и сталагмиты часто сращиваются, образуя сталагнаты.

Несмотря на холод и темноту, в пещере есть свои обитатели - это летучие мыши, а в озерах водятся рачки.

В результате работы над проектом собраны интересные сведения о пещере.

Для того, чтобы показать сталактиты и сталагмиты был создан макет грота. В будущем сталактиты, сталагмиты и кристаллы попробую вырастить в домашних условиях с помощью химических элементов.

Собранные сведения, видео и фотоматериалы позволили создать видеоролик - экскурсии по Кунгурской ледяной пещере.

1. В программе Киностудия WindowsLive вставили в проектную работу фотографии.

2. В программе ВидеоМастер сделали монтаж видеозаписей, записали и наложили звук.

4. Сохранили фильм.

Благодаря этой работе я научился работать в программах Киностудия WindowsLive, ВидеоМастер.

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Подземное царство – правда или сказка?»


Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с «Чайка»
Описание материала: Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Подземное царство – правда или сказка?».
Данные материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Конспект познавательного занятия, направленный на воспитание интереса к истории «подземного царства», любознательности у дошкольников подготовительной группы.
Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о пещерах; Что такое пещеры?; Как они образовались?
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, сталагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмосфера.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бережное отношение к природе.
Демонстративный материал: Иллюстрации, слайды, фотографии пещер, образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, горы.
Раздаточный материал: Открытки, фотографии, энциклопедия.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним. Продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу Вам о пещерах. Наука, которая изучает пещеры называется спелеология.
- Как Вы думаете, что такое пещеры?
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой, это пустоты в скалах над землей или под землей.
Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни.


По пещерным наскальным рисункам и предметам, найденным в пещерах, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
Самая глубокая пещера на Земле расположена в Абхазии и называется она Воронья пещера – ее глубина составляет чуть больше 2 километров.


Самая длинная пещера – это Мамонтова пещера, которая находится в Северной Америке. Ее протяженность составляет почти 600 километров – это в 1,5 раза больше, чем расстояние от Абакана до Красноярска.


Пещеры существуют в основном в горах и гористой местности. А также пещеры почти всегда создает вода, которая размывает мягкие горные породы и уносит их прочь.
Пещеры также могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов.
Дождевая капля, которая просачивается сквозь трещину в скале, растворяет частичку камня и повисает на потолке пещеры. Через некоторое время она срывается вниз, а принесенная ею частичка камня тончайшей пленкой остается на потолке. Следующая капля делает пленку толще. И через сто лет на этом месте появится каменная сосулька - сталактит длиной четыре сантиметра. И каждые сто лет он будет подрастать на столько же. А внизу, куда упала капля, будет расти каменная башенка - сталагмит. Через миллионы лет сталактит и сталагмит соединятся и превратятся в сверкающую колонну, которая называется сталагнат.


Мне кажется, что пещеры – это царство темноты и тишины. Температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. В пещерах Хакасии средняя температура от +4 до +6 градусов. Поэтому в пещеры лучше ходить зимой – там теплее, чем на улице.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши, которые спят вниз головой. Также в пещерах живут и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют.


В интернете я прочитала, что наша республика очень богата пещерами – здесь открыто и исследовано примерно 200 пещер.


На севере Хакасии находится Кашкулакская пещера, которая признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола». Это место у древних хакасов считалось священным. Чтобы задобрить злого духа предки приносили в пещеру звериные и человеческие жертвы.


В районе деревни Толчея расположен грот Двуглазка с самыми древними в Хакасии следами пребывания человека.


Рядом с деревней Сыя есть пещера «Археологическая» - называется она так, потому что в ней также была обнаружена стоянка древнего человека.


Самая доступная, самая большая и одна из самых красивых пещер в Хакасии – это Бородинская пещера. Длина пещеры составляет 1500 метров глубина 60 метров. Здесь находится самый большой в Сибири сталагмит - «Пагода», его высота составляет 5 метров.


Самая протяженная пещера в Хакасии – это Ящик Пандоры, длина ее составляет 18 км. Глубина 185 метров. В этой пещере есть пещерные озера.


А еще в пещерах есть молочные реки (почти как в сказке), которые образовались в результате большого содержания минералов в стекающей воде. Такие молочные реки есть в пещере имени Королёва.
Хоть пещеры и называют «памятниками природы», все равно находятся люди, которые мусорят, и стремятся оставить свой автограф, что нарушает экобаланс пещеры и почти стерильную ее атмосферу.

Вывод: Оказывается подземное царство на самом деле существует, а называется оно пещерами.
Закончу свое исследование стихотворением про пещеру.
Трудно верится, поди ты,
Что в пещерах там и тут
Как сосиски сталактиты
Сверху донизу растут.
Но еще, промежду прочим,
Точно так же знаменит,
Сталактита чуть короче
Лезет кверху сталагмит.
И поэтому в пещере
Ничего рукой не трожь.
Та пещера, камни щеря,
Напугает кого хошь.
Благодарю за внимание.

Федоренко Михаил

Работа "Ефремкинские пещеры" - это попытка показать роль и значимость природных памятников для человека и общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Тема: Ефремкинские пещеры

Выполнил ученик: 6 «А» класса

МБОУ «СОШ № 22»

Федоренко Михаил

Научный руководитель

Бозылева О. В.

Абакан,2011.

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Местоположение Ефремкинских пещер 4

2.Составляющие Ефремкенских пещер. 5

2.1. Пещера Крест (Сыйская, Ледяная). 5

2.2. Пещера Археологическая . 6

2.3. Пещера Крутая. 7

2.4. Пещера Хошкулакская (Чёрного Дьявола). 7

2.5. Грот Проскурякова 9

2.6. Пещера Ящик Пандоры 9

2.7. Грот Тогзасский 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Литература 13

Приложение 1 14

ВВЕДЕНИЕ

На территории Хакасии располагается очень много пещер. Многие из них являются природными памятниками исторического значения. Сегодня проблема сохранения природных памятников стоит очень остро и нам необходимо сохранить их для следующих поколений.

Гипотеза моей работы : определение роли природных памятников для человека и общества на примере Ефремкинских пещер.

Цель работы – рассказать о знаменитых Ефремкинских пещерах, представив их как природные культурные охраняемые объекты Республики Хакасия.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности Ефремкинских пещер;

Проанализировать значимость находок сделанных в пещерах и т. д.

Объектом исследования будут являться пещеры находящиеся в с. Ефремкино, а предметом исследования будут выступать находки сделанные в Ефремкинских пещерах.

Первые сведения о пещерах этого участка содержатся уже в работах учёных XVIII века, но планомерные исследования микроклимата и льдов были организованы в 1970-х гг. До 1982 г. в Малой Сые располагалась база института мерзлотоведения Сибирского отделения Академии наук СССР.

  1. Местоположение Ефремкинских пещер

Село Ефремкино находится в Ширинском районе и входит в Июсский природный парк. Он находится на восточном склоне Кузнецкого Алатау. Сразу за Ефремкином находится река Белый Июс. По правому берегу - скальный массив Тогуз - Аз («девять ртов»). Если пофантазировать, то можно увидеть, что эта скальная гряда очень напоминает какое-то доисторическое животное, у которого огромное количество голов с открытыми ртами - входами в гроты. Эти гроты - остатки пещер. Большинство входов в пещеры природа так хитроумно маскирует, что нужно подойти очень близко, чтобы обнаружить их. Рядом с селом Ефремкино расположено еще одно село – Малая Сыя. Это живописный край с пещерами (здесь известно 39 пещер), которые и принесли наибольшую известность Малой Сые. Здесь находится так называемый Ефремкинский карстовый участок (площадь которого около 130 кв. км), сложенный из известняка и доломита.

  1. Составляющие Ефремкенских пещер.
  1. Пещера Крест (Сыйская, Ледяная).

Пещера находится в пригребневой части Сыйского хребта, на высоте около 340 м над урезом Малой Сыи. Поднявшись над известковым карьером, видимым из села (у его основания расположена примитивная печь для обжига известняка), вы окажетесь у входа в пещеру. Она имеет еще два названия: Ледяная (так как в ней существуют многолетние пещерные ледники), и Крест (верхняя часть входного кольца действительно напоминают крест). Пещера начинается воронкой, переходящей в вертикальный колодец. Верхняя часть входного кольца напоминает крест.

Длина пещеры 388 м, глубина - 72 м. Категория сложности - 2А. Пещера начинается воронкой, переходящей в вертикальный колодец, - великолепная естественная ловушка. Он ведёт в огромный грот Аида - крупнейший грот на территории, и прилегает к карстовым районам в долине Белого Июса. В гроте великолепная акустика. Слова, сказанные шепотом, слышны во всем гроте. В средней части грота имеется воронкообразная просадка, где неоднократно велись раскопки, пока, правда, безуспешные. Но поиски возможных продолжений пещеры еще не закончены. В дальнем конце грота возможен подъем на стену, где на высоте 8-9 м имеется несколько небольших залов, богато украшенных сталактитами. Это гроты Музыкальная шкатулка и Театральный. Когда поднимаешься с глубины более 70 м (из них 25 по тросовой лесенке), после нескольких часов подземных путешествий весь мир кажется совсем иным. Далее тоненький писк неголосистой пичуги кажется сладкой музыкой.

  1. Пещера Археологическая .

На въезде в Малую Сыю со стороны Шира, с правой стороны от дороги, стоит древняя скульптура деда. Именно от неё начинается маршрут в пещеру Археологическую. Встав около скульптуры, повернувшись лицом к селу. Чуть сзади, вправо, между плетнями огородов от шоссе в западном направлении идет грунтовая дорога в долину реки Малой Сыи. По ней и пролегает путь. Примерно через 200 м огороды заканчиваются, и дорога выходит на луг с кустиками Курильского чая. Слева в кустах течет Малая Сыя, справа высится Сыйский хребет. Слева, почти сразу за последним городом, к Малой Сые тоже поступают горы. Слева из-за речки виден известняковый утес. От него правый борт долины отходит от дороги, пойма становится гораздо шире. У основания утеса и находится вход в пещеру Археологическую. Напротив пещеры через Малую Сыю проложен мостик, а у самой пещеры оборудованы лавки, очаг с мангалом и туалет.

Пещера расположена в основании скального массива, в 1 км от устья Малой Сыи. Её длина 270 м, глубина 37м. От реки вход не виден, а вода всего в 20 м.

Пещера Археологическая получила свое название из-за того, что в ней были обнаружены остатки стоянки древнего человека, погребенной обвалом свода входной части пещеры. Вероятно, до обвала пещера имела высокий и широкий вход. Наличие площадки пред ним и близость воды делали пещеру исключительно удобной для обитания. В настоящее время вход в пещеру представляет собой низкий и узкий лаз длиной около 5 м. В зимнее время скала над входом в пещеру обрастает куржаком - инеем, осевшем на холодно камне.

В средней части пещеры были обнаружены следы четырех кострищ, вокруг них кости животных, костяной наконечник гарпуна, бронзовый наконечник стрелы, обломки горшков. В пещере зимует, впав в анабиоз, колония летучих мышей. Правда, еще 10 лет назад их насчитывалось несколько сотен, а в последние годы лишь десятки, но это довольно обычное явление для пещер.

  1. Пещера Крутая.

Длина пещеры 150 м, глубина 58 м. Эта пещера использовалась для захоронений. Вход в нее незнающий человек сможет найти с большим трудом. Он расположен под небольшой скалой. Это колодец сечением 1,5-2 м глубиной 4 м. Дальше начинается крутой спуск по многолетней наледи, для преодоления которой сейчас необходима веревка. Наледь кончилась. Вы на дне грота округлой формы. Пол завален глыбами, а от входа идет слабый свет. Ощущение достаточно сумрачное. Но не нужно спешить подниматься на свет. Осмотревшись повнимательнее, можно обнаружить кости. Сейчас это только кости животных. А первооткрывателям попадались и кости человека (в основном черепа). Своды во многих местах покрыты копотью, а на полу остатки обугленной бересты - это остатки факелов, освещавших грот. Спелеологами были сделаны находки, которые помогли археологам датировать время захоронения - II тыс. до н. э.

  1. Пещера Хошкулакская (Чёрного Дьявола).

Одна из самых легендарных пещер России. Протяженность ходов 820 м, глубина 49 м. Расположена в 9 км от села Топанова. Наиболее распространенный способ добраться до нее - по автомобильной трассе Шира - Коммунар. От Топанова путь проляжет на восток вверх по долине реки Тюрим в сторону бывшего одноименного лесоучастка. Примерно в 7 - 8 км от Топанова влево отходит дорога в так называемый Известковый лог. Его приметы: северный склон крутой, с выходами обнажений известняка, правый - пологий. В 5- 7м от устья, у северного склона - остатки известковой печи. Еще одной важной приметой известкового лога является то, что с дороги, идущей вдоль Тюрима, в верховьях его видны скалы - останцы на гребне Хвоста Дракона. Ранее встречавшиеся лога таких скал не имеют. От остатков известковой печи дорога, идущая по дну известкового лога, раздваивается. Южное ответвление, правое по ходу, ведет к перевалу между Главной и Малой вершинами Кошкулака. Северное же - к так называемому Кесареву покосу и далее, забираясь еще южнее, к перевалу Белый лог. Примерно через километр дорога вновь разветвляется. На этот раз надо идти по ходу направо, на восток. Пересекая сухое русло и, пройдя чуть менее километра, выйдем к поляне под входом в пещеру Кошкулакская.

Здесь у оборудованного очага, хорошо наезженная дорога кончается. Оставшиеся 100 м предстоит пройти по тропинке, поднимающейся к входу в пещеру Кошкулакскую, по названию горы, на склоне которой она начинается. Два входных отверстия практически сразу соединяются в общую горизонтальную галерею, выводящую в довольно обширный грот. Из него идут продолжения вертикальные колодцы, приводящие в пиление этажи. Пещера интересна по происхождению и убранству. Но в ней есть и не менее примечательные вещи, которые могут ускользнуть при быстром осмотре.

Пещера использовалась как культовая. Практически в центре первого грота находится массивный сталагмит. Его высота около 1 м, а в диаметре 0,5 м. Рядом находится кострище, которому более 2 тыс. лет. Вероятнее всего, мясо было культовым подношением. Но кому? Сталагмиту? Очень вероятно, что язычники поклонялись ему как символу плодородия и продолжения рода.

О пещере уже несколько веков ходит недобрая слава. Она входит в число таинственных и удивительных мест земли. При обследовании пещеры спелеологи зачастую испытывают нервозность, переходящую в панический страх. И хотя такие же чувства посещают и в других пещерах, по общему мнению, в Кошкулкской есть что-то особенное, за что её и переименовали. Местные легенды объясняют это тем, что в пещере, в гроте Призраков, обитает дух шамана, который мстит людям, потревожившим его покой после смерти. Кто-то считает, что за столетия пещера поглотила очень много тёмной энергии древних шаманов, которая время от времени воздействует на людей. Физики связывают подобные явления со странными колебаниями магнитного поля, зафиксированным в пещере. Магнитная буря внутри пещеры может налететь внезапно, при этом наверху изменения магнитного поля остаются небольшим.

  1. Грот Проскурякова

Находится около моста у поселка Ефремкино, там, где ручей Смородиновый впадает в Белый Июс. Длина грота 20м. глубина 12м. В Хакасии, после грота Двухглазка, здесь самое древнее известное местонахождение пребывания человека. На стенках грота - рисунки (личины), сделанные охрой около 4,5 тыс. лет назад. В гроте были обнаружены кости плейстоценовых животных более чем 20 видов: мамонт, лошадь, кулан, шерстистый носорог, благородный олень, лось, бизон, байкальский як, сибирский горный козел, архар, пещерная гиена, пещерный лев и бурый медведь. Возраст ранних культурных слоев грота - более 46 тыс. лет.

  1. Пещера Ящик Пандоры .

Находится вниз по течению Белого Июса в 4 км от Малой Сыи, примерно посередине между поселками Ефремкино и Малая Сыя, на так называемом «Черном повороте». Ее глубина 182 м, длина превышает 11 км. Подойти к ней от поселка Малая Сыя можно по дороге в сторону Ефремкина, после чего надо поднятья на 800 м по каньону Красный мешок. От дороги к пещере ведет заметная тропа.

Долгое время этот каньон был известен по нескольким небольшим пещеркам, в которых были обнаружены следы пребывания древних людей. Самая большая имела название Широкая: ее ширина, при высоте входа в рост человека, равна почти 10 м. От входа по щебнистому полу спускаемся в достаточно широкий и высокий грот, по которому можно пройти около 40 м. В тех местах, куда проникает солнечный свет, стенки покрыты мхом. Карбонатные натеки разрушены временем. Смотреть нечего, но местные жители заметили, что в разных местах в глыбисто -пещерных завалах зимой появляется иней - кружак. Обычно он образуется в тех местах, где из-под земли поступает более теплый воздух.

В марте 1991 г. спелеологи В.В. Власенко, А.С. Карпухин и М.В. Копытов приблизительно 25 м хода, открыли великолепную двухъярусную пещеру протяженностью более 13 км, с озерами на дне. Это вторая по длине пещера в Сибири (после Большой Орешной, что в Манском районе Красноярского края, длина которой 50 км, а глубина 162 м). Название, конечно, она сменила, и ее теперь знают как Ящик Пандоры. Но за входным гротом осталось прежнее название - Широкая.

Во входном гроте Ящика Пандоры были подняты керамика, обломок железной латной пластины, большое количество расколотых костей. В дальней части, в глине найден обломок челюсти пещерной гиены.

Чтобы пройти пещеру целиком, требуется почти двое суток. Но и сегодня пещера не пройдена. Неподготовленным посетителям подземелья лучше ограничиться осмотром натеков в гроте Синдибобель и экскурсией по верхнему ярусу пещеры. Рядом, примерно на 100 м ниже по каньону, расположена пещера Мышиная. Своим названием она обязана тому, что осенью в ее входном гроте начинают скапливаться летучие мыши. В дальней части пещеры имеется очень узкий ход в скальной стенке. Для человека он непроходим, а вот мыши ближе к зиме влетают в него и не появляются до весны.

2.7. Грот Тогзасский

Если подняться верх по каньону от Ящика Пандоры, то попадем на вершину горы, один склон которой порос лесом, а другой круто обрывается 50-метровой стеной. Встав на краю обрыва, непременно увидим живописную долину Белого Июса, а в самом конце ее видимой части - маленькие кубики льдов Малой Сыи.

Повернитесь, и перед вами откроется вид на Июс, над которым возвышаются скалы Тогуз - Азского массива с темными ртами входов в гроты. Самый большой по размерам (высота входа 12 м, ширина 15м) носит название Тогзасский. Конечно, своими размерами он привлекает наибольшее внимание туристов. Впервые его описал учитель красноярской гимназии П. С. Проскуряков более ста лет назад! Он не только описал грот, но и провел в нем первую археологическую разведку: были найдены осколки горшков, изделия из кости и большое количество разбитых костей животных. Некоторые из них удалось определить и узнать, кому они принадлежали. Это были останки первобытного быка (тура), лошади, северного оленя, косули, барана - аргали. Но наибольший интерес для науки представляет находка рунической записи, выполненной черной и красной каской. Позже она была расшифрована:

Придя из Алтун - Шан...

Мое государство, мой хан...

Это великое и геройское... Имя мое Агдам Ынал...

Мой брат пришел, благополучно

Спустившись (с гор) и узнав...

сейчас эта надпись сильно пострадала (от времени или от рук любознательных?), сохранилась только ее часть.

В наше время грот посещают массы экскурсантов. Верхняя часть «пола» растоптана, и это позволило наиболее наблюдательным посетителям найти скребловидное изделие из обсидиана, костяной наконечник стрелы, бусинку из кости, треугольное изделие из железа непонятного назначения, грузила для сетей из речной гальки, осколки горшков. Но здесь работали и профессионалы - археологи из Сибирского отделения Академии наук. Это только разведочные работы, но вкупе со всеми находками полученные материалы позволяют допускать заселение этого грота начиная со времени, отстоящего от наших дней более чем на 30 тыс. лет. Были периоды, когда люди его покидали, но возвращались вновь и вновь. Так до средних веков. Для чего же он использовался? Может как сторожевой пост - от него долина Июса просматривается и вверх, и вниз по течению. Не исключено, что в нем укрывались от непогоды во время охоты и рыбалки: от дождя и ветра здесь можно спастись и сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ничто так не привлекает человека, как тайна. Возможность самому прикоснуться к неизведанному, непознанному. В недрах древнего вулкана, которым по мнению многих геологов была гора Кашкулак, некоторые, особенно чувствительные люди, действительно могут столкнуться с мало известными явлениями человеческой психики, активизированными аномалиями магнитного поля.

После встречи с неведомым изменится и сам человек...
Фантазии и реальность настолько тесно переплелись на этом труднодоступном пятачке, что отделить одно от другого сможет только комплексная экспедиция, состоящая из спелеологов и этнографов, врачей и археологов. Возможность таких исследований всерьез рассматривается Международным институтом космической антропологии. Это в будущем. Пока же заканчивается наше пребывание в мире легенд и сказок, укрытом в каменной толще хакасской горы.

Нужно помнить, что камень, взятый из пещеры, имеет ценность, только находясь в пещере… дома, он превращается в обыкновенный булыжник…. Надписи древнего человека, украшающие стены уникальных пещер, не стоит дополнять современными подписями типа «Здесь был Вася» - это не добавит красоты пещере и погубит её историческую уникальность. Красоты, которые мы лицезрим, выезжая на природу, вряд ли могут украсить остатки. И плюс ко всему частое посещение таких мест, как пещеры, изменяет их микроклимат: меняется температурный режим, тают ледники, исчезают живые обитатели…. Наша задача – сохранить природное наследие для будущих поколений в первозданном виде.

Литература

  1. Ахпашева, Н.М. Археологическое будущее Хакасии / Н.М. Ахпашева // Взгляд. - 1999. - 18 нояб.
  2. Боковенко // Новые исследования археологов России и СНГ. - СПб., 1997. - С. 29
  3. Капранова Н.В.//Атлас-путеводитель, достопримечательности республики Хакасии
  4. Кулимеева // Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее и будущее. - Абакан, 1998. - С. 41-43.
  5. Еремин, Л.В. Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательной деятельности / Л.В. Еремин // Национально-региональный компонент: проблемы и перспективы. – Абакан, 2004. - С. 133-135
  6. Колбасов, А.А. Свет мой зеркальце, скажи… / А.А. Колбасов // Хакасия. - 1999. - 29 сент.

Приложение 1.

Исследовательская часть

Целью исследовательской части является более тщательный анализ пещер Ефремкинского карстового участка на основе имеющихся данных в различных источниках.

Название пещеры, грота

длина, м

глубина, м

Наличие озер

Обитатели,

Др.оссоб-ти

Ящик Пандоры

11000

400 озер с чистейшей водой

Керамика,кости

Западная

Археологическая

Стоянка др.человека

Крест(Ледяная)

Много гротов, ледников

стоянка древних людей,кости,акустика

Кирилловская

Виноградовская

Крутая

Вход в виде колодца,4м,много наледи

Пещера для захоронений, много копоти,2тыс.лет до н.э.

IV фронт

Находка

Архимедов Провал

Надюша

Козья яма

Фишка

Пионерская

Мышь

Много летучих мышей человеку не попасть

Кип

Берлога

Грот Проскурякова

стоянка древних людей,кости 20 видов ископ.животных,личины

Грот Тохзасский

Самый большой грот

Кости,керамика,руническая письменность

Миртовская

Евпатория

Холодная

ледники

Циркуль

Кашкулакская (Черного дьявола)

2 входа, объеди ненных обширным гротом

Культовая,символ плодородия,кострище,стены поглощают любой свет

Коммунаровская

Ефремкинская

Из данных таблицы можно сделать следующие выводы:

  1. Самой длинной пещерой является Ящик Пандоры, она же содержит самое большое количество подземных озер.
  2. Пещера Крест выделяется огромными ледниками и обширными гротами, а также эту пещеру можно назвать лучшей акустической.
  3. Пещеру Крутую можно по праву назвать древним саркофагом.
  4. Грот Проскурякова является хранителем исторического прошлого, как древних людей, так и животных.
  5. Пещера Черного Дьявола, конечно же, является самой загадочной и мифической,…

Однако как бы мы не стремились объединить все эти пещеры, каждая из них является уникальной и таит в себе определенные загадки, разгадать которые полностью невозможно. Может именно поэтому так тянет людей посетить что-то неразгаданное и таинственное, прикоснуться к прошлому веков.… И очень хотелось, чтобы каждый человек, будь то ребенок или взрослый, понимал всю ту важность, которая необходима в сохранении исторического и природного наследия, доставшегося нам от нашей «Земной кладовой»

Министерство образования и науки РБ

Бичурский район

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Номинация: «Животный мир»

Тема: « Житель подземелья »

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» Бичурского района

Домашний адрес: с.Малый Куналей

ул.Кооперативная,68

Телефон:89243974663

Руководитель: Мартынова Виктория Геннадьевна

Телефон: 89247529418

г. Улан-Удэ,

2014

Оглавление


Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть....................................................................................4
1.1 Кто такие дождевые черви?................................................................................4
1.2 Жизнь дождевых червей..................................................................................... 4
1.3 Польза червей...................................................................................................... 4

1.4 Почему дождевые черви вылезают на поверхность после дождя.................. 5
Глава 2. Практическая часть......................................................................................6
2.1 Интервьюирование..............................................................................................6
2.2 Эксперимент.........................................................................................................6
2.3 Анкетирование.....................................................................................................6
Заключение.................................................................................................................7
Литература……..........................................................................................................8

Приложение

Введение

Весной мы с одноклассниками на пришкольном участке сгребали листья и заметили множество червей. Откуда столько червей? Интересно, зачем они вылезли? Своими наблюдениями я поделилась с учительницей, она и предложила мне заняться исследованием дождевых червей.
Актуальность исследовательской работы . Многие не обращают внимания на червей, а многие стараются еще и раздавить. Может быть за то, что им не нравится их вид? Дождевые черви проделывают колоссальную работу по оздоровлению и улучшению почвы, это "бойцы невидимого фронта", чей труд незаметен, и поэтому не многие ценят червей по достоинству. Своей работой я хочу привлечь внимание к этим полезным, но малопривлекательным животным.

Гипотеза. Я считаю, что если прошел дождь, то червям под землей становиться, нечем дышать, и поэтому они вылезают на поверхность.

Целью работы является рассмотрение поведения дождевого червя после дождя.
Для достижения этой цели передо мной стоял ряд следующих
задач :
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Уточнить представление о дождевом черве, его приспособленности к жизни.
3. Узнать, почему дождевые черви выползают на поверхность после дождя.
4. Выяснить, какую роль играют в нашей окружающей среде дождевые черви.

Объектом исследования является роль и значение дождевого червя в природе.

Предметом исследовательской работы является дождевой червь.

В работе были использованы методы : изучение литературы по данной теме, сбор информации в сети Интернет, анкетирование, интервьюирование, эксперимент.
Исследовательская работа проводилась в летне-осенний период.

Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Кто такие дождевые черви?

Слово «червь» не имеет строгого научного значения – так обычно называют самых разных беспозвоночных животных с вытянутым мягким телом.
От общих предков червей под влиянием факторов эволюции произошли кольчатые черви. Важным моментом в их эволюции является расчленение тела на сегменты (кольца). Древние кольчатые черви имели более сложное строение по сравнению с другими червями.
1.2. Жизнь дождевых червей
Дождевой червь обитает в различных почвах, разрыхляя и обрабатывая их (особенно благоприятна эта его деятельность на почвах огородов и садов). Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно ее улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в более глубокие слои, повышают плодородие. Днем червь прячется в норке, а в сумерки оживает. Черви всю жизнь проводят в земле, роют глубокие ходы, и таким образом рыхлят землю. Но иногда они вынуждены покидать свои залитые водой норки после сильных дождей, чтобы не задохнуться.
Питаются черви гниющими листьями, заглатывая комочки земли, песчинки. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи, пронизанной кровеносными сосудами.
Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки.
Во время дождя, оставшись в них, червь рискует попросту задохнуться.
Зимой они сворачиваются в клубочек и спят. Черви не могут жить при солнечном свете.
Обитающие в почве кольчатые черви служат пищей для многих животных. Их поедают кроты, лягушки и некоторые пресмыкающиеся.
1.3. Польза червей
Земляного червя можно назвать самым важным животным в мире. В лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. Надо же что – то с ними делать! Вот дождевые черви и их коллеги по работе (улитки и жуки) и исполняют роль мусорщиков и санитаров. Они превращают ненужные остатки и отходы в нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю. По эти ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.

1.4. Почему дождевые черви, вылезают на поверхность после дождя?
Мы задали в Интернете вопрос: «Почему дождевые черви после дождя вылезают на поверхность?» И получили интересные ответы.
Первой возможной причиной, почему земляные черви выползают после дождя – это изменение температуры почвы, которое они чувствуют, когда выпадает дождь. Второй причиной является их естественное поведени. Возможно, они выползают наружу после дождя потому, что большинство из них делают именно так.
И все-таки самая правдоподобная версия звучит так: « Дождевой червь дышит всей поверхностью тела, которое покрыто слизистой, влажной кожей. В воде, растворено, слишком мало воздуха, и потому дождевой червь там задыхается. Поэтому в дождливую погоду червям намного легче дышать на поверхности земли.»

Глава 2. Практическая часть

2.1. Интервьюирование
В рамках данного исследования мы взяли интервью у учителя биологии Ламуева В.С., он рассказал, что червей называют «плугом земли», потому что они начали рыхлить землю раньше, чем человек. Их называют «санитарами земли», потому что, пропуская землю через свой желудок, они избавляют нас от вредных микроорганизмов, а значит, и от болезней. О них говорят – «живые удобрения» для растений, потому что они обогащают почву питательными веществами. А значит, их можно назвать «сокровищами, живущими под землей». Также он рассказал нам теорию о червях и о том, почему черви выползают на поверхность после дождя. Взяв интервью, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждается.
2.2. Эксперимент

Так же я провела эксперимент. Набрала в два прозрачных пластиковых стакана, земли, и положила туда червей. Через некоторое время черви зарылись в землю. После этого я стала брызгать водой в один стакан. Червь постепенно стал выползать на поверхность почвы. Он там задыхается и поэтому выползает, потому что в воде, растворено, слишком мало воздуха. Поэтому в дождливую погоду черви выползают на поверхность земли. В другом стакане он так и не появился.
2.3. Анкетирование
Для того чтобы выяснить, что знают ученики о дождевых червях, было проведено анкетирование учащихся начальных классов (всего – 23 человека).
Анкетирование проводилось по следующим вопросам. (Приложение)
В целом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что большая часть опрошенных учеников знакома с дождевым червем. Многие учащиеся согласились с нашей гипотезой. Большинство опрошенных не знают о полезности дождевых червей.

Заключение


В нашей местности дождевые черви встречаются довольно часто. Наблюдала я за дождевыми червями, читала о них в книгах. Нашла материал в Интернете. Изучив литературу и проведя исследования, я пришла к выводу, что они являются сокровищем для растений, животных и человека. А вот почему они выползают на поверхность после дождя, теперь я знаю точный ответ. Это связано с их дыхательной системой.
А во время дождя буду просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить их, ведь черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.
Знания, полученные при проведении самостоятельных наблюдений, помогут мне и другим обучающимся понять значение деятельности дождевых червей в процессе почвообразования, применять свои знания во время практики на пришкольном участке.

Литература

1.Биология: Животные: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М. А. Козлов и др.; Под ред. М. А. Козлова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
2. Биология: Справ.материалы. Учеб.пособие для учащихся /Д.И. Трайрак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под ред. Д.И. Трайрака. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
3. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. учеб.заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
4. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей АСТ. Москва 1995. Том 1.
5. Наглядный словарь Животные «ДорлингКиндерсли», Лондон 2001. Серия наглядных словарей»
6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999. -528 с.: ил. – («Занимательные уроки»)

Приложение

Анкетирование проводилось по следующим вопросам.
1. Вам встречались дождевые черви? (да, нет)
2. Где вы их видели? (на грядках, в навозе, на дорогах)
3. Где они живут? (под землей, в огороде, в навозе)
4. Почему червей называют дождевыми? (они выходят наружу во время дождя, они любят дождь, они всегда мокрые)
5. Полезны ли эти черви? (да, нет, не знаю)
6. Почему выползают черви после дождя на поверхность? (Им тяжело дышать под землёй, умываться, купаться, подышать свежим воздухом)

Галина Шумейко

вид проекта : познавательно-исследовательский

продолжительность : долгосрочный

Цель проекта :

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей , расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.

Задачи проекта :

Образовательные :

1. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

2. Учить детей классифицировать песок , глину , камни по происхождению .

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие :

1. Развивать умение сравнивать и анализировать.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

3. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

4. Развивать исследовательские навыки : принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

Воспитательные :

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Актуальность темы :

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников .

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Благодаря проекту «Песок , глина , камни » ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с песком , глиной , камнями способствует : расширению кругозора детей , умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей .

Гипотеза :

Если будет реализован проект , то у детей расширятся представления о разнообразии песка, глины , камней , будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

Формы и методы реализации проекта :

Познавательные беседы

Экологические занятия

Рассматривание

Просмотр видеоматериалов

Чтение художественной литературы

Игровая деятельность дошкольников

Художественно – творческая деятельность с детьми

Исследовательская деятельность

Предполагаемые результаты :

Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок , глина , камни »

Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.

ВВЕДЕНИЕ.

Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.

Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.

Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.

Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

В ходе реализации данного проекта я предполагаю , что дети не только узнают о разных видах песка и глины , названиях камней и их внешнем виде , но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомимся с миром песка , глины и камней , особенностями их происхождения, использование человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов , чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом , но и на бережное отношение к природе в целом.

Подготовительный этап

1. Составление плана проекта

2. Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта .

Основной этап

Тема :Знакомимся с песком и глиной .

2. Экспериментирование

3. Наблюдения.

1. Откуда берется грязь.

2. Следы на сыром песке и глине .

4. Игровая деятельность.

1. Дети становятся песчинками.

5. Художественная литература

Г. Люшнин «Песчаный дом» . Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и гли-на , их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Познакомить с особенностями песка и глины , сравнить, чем они отличаются, определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (сочетание эксперименти-рования и наблюдений на прогулке) .

Продолжение темы.

1. Беседа «Наш дом-природа» .

2. Экспериментирование

3. Наблюдения.

1. За песком в песочнице в сухую погоду и во время дождя.

2. За лужами после дождя,в которых подол-гу стоит вода.

3. За песком в ветре-ную погоду.

4. Игровая деятельность.

1. Дети изображают частички глины .

2. Дети изображают песчинки и комочки глины .

5. Художественная литература.

Л. Квитко «На песке»

С. Маршак «Желтая страница» (отрывок) .

Тема : Такой разный песок .

1. Рассматривание разных видов песка (речной, морской и др.)

2. Экспериментирование

1. Сравнение песчинок по цвету, форме, размеру.

3. Продуктивная деятельность.

«Рисунки из песка»

4. Художественный труд

«Радуга в бутылочке» (разноцветный песок )

5. Художественная литература.

М. Т. Грабенко «Песочная страна » .

В. Хауф «Караван» .

В. Хауф «Рассказ о Калифе-Аисте» .

Показать разнообразие объектов неживой природы.

Тема : Откуда берется песок .

1. Беседа «Откуда берется песок »

2. Экспериментирование

Потереть и постучать камни друг о друга .

3. Рассматривание разнообразных камней (гранит, кварц, песчаник, известняк)

4. Художественная литература.

В. Хауф «Рассказ о корабле привидений» .

Познакомить с происхождением песка.

Тема : Животные и песок .

1. Беседа «Пустыня и ее обитатели» .

2. Рассматривание иллюстраций, фотогра-фий, видеоматериалов о пустыне и ее обитателях

3. Экспериментирование

1. Постройка норы в песке и глине .

2. Как ящерица зары-вается в песок .

4. Изготовление макета пустыни.

5. Игровая деятельность.

1. «Если бы я был…»

2. «Письма живот-ным» .

6. Художественная литература.

С. Маршак «Желтая страница» (отрывок) .

В. Хауф «Рассказ о Маленьком Муке» .

Показать разнообразие живой природы в пустыне.

Тема : Для чего чело-веку песок и глина .

1. Путешествие по экологической тропе.

2. Беседа «Для чего человеку песок и глина »

3. Экспериментирование

4. Рассматривание иллюстраций, фотогра-фий о разнообразных предметах из глины и песка : народные промыслы, посуда древ-них людей, современная керамика, изделия из стекла.

5. Художественная литература

Д. Родари «Чипполино» Сказки : «Гуси-лебеди» ,

«Три поросенка» , «Лиса и журавль» , «Горшочек каши» , «По щучьему велению» .

6. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема : Какими бывают камни .

1. Путешествие по экологической тропе.

2. Прогулка

«Найди разные камни » .

3. Сбор коллекции камней .

4. Экспериментирование

5. Игровая деятельность.

1. «Камень, ножницы, бумага» .

2. «Что исчезло?»

6. Художественная литература

В. Кудрявцева «Алмазная гора» П. П. Бажов «Хозяйка Медной горы» .

Познакомить с разнообразием камней , их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам .

Продолжение темы.

7. Работа с ящиком ощущений.

1. Выбери камень.

2. Опиши камень.

8. Экспериментирование

3. «Вспомни сказку» .

4. «Найди свой камень» .

5. «Я положил в рюкзак» .

10. Художественный труд.

1. «Выложи узор из камешков» .

11. Художественная литература.

В. Волков «Волшебник Изумрудного города» И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки» .

П. П. Бажов «Серебряное копытце» .

Тема : Живые камни .

1. Рассказ воспитателя «Живые камни » .

2. Экспериментирование

3. Наблюдение на прогулке.

Отпечатки на асфальте, бетоне от листьев.

4. Художественный труд.

1. «Отпечатки на песке, глине от листьев » .

2. «Отпечатки на массе для лепки» .

3. «Отпечатки на гипсе» .

5. Художественная литература.

П. П. Бажов «Горный мастер» . Познакомить с камнями , происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных.

Тема : Магниты.

1. Беседа «Что такое магнит?»

2. Экспериментирование

3. Игровая деятель-ность.

«Рыбалка»

4. Конструирование из магнитногоконструк-тора. Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком

Тема : Чтотакое горы.

1. Беседа «Что такое горы» .

2. Моделирование.

1. Равнины и горы (на столе) .

2. Равнина и гора.

3. Гора (с помощью руки) .

4. Горы и пещеры из камней .

5. Что у гор внутри?

3. Изготовление альбома «Горы» .

4. Художественный труд.

1. «Альпийская горка» .

6. Художественная литература

Р. Сеф «Камень» .

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор; показать, что они состоят из камней .

Тема : Почему разрушаются горы.

1. Беседа «Почему разрушаются горы» .

2. Наблюдение на прогулке.

1. Рассматривание больших камней .

2. Попадает ли в трещины камней вода ?

3. Есть ли под мхами и лишайниками трещины, ямки?

3. Экспериментирование

4. Игровая деятельность

«Гора и камешки» .

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы .

Тема : Дымящиеся горы.

1. Беседа «Дымящиеся горы» .

2. Экспериментирование

1. Рассматривание туфа.

2. Рассматривание пемзы.

3. Рассматривание обсидиана.

4. Сравнение трех камней .

3. Моделирование.

1. Вулкан (холодная и горячая вода) .

2. Вулкан (бутылка газированной воды) .

3. Вулкан (сода, уксус) .

4. Горный ландшафт.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий о вулканах.

5. Просмотр видеоматериалов о вулканах.

6. Художественная литература.

Андреева-Доглядная М. «Вулкан» . Береговский Д. «Вулкан» . Сформировать первоначальное представление о вулканах.

Тема : Пещеры.

5. Беседа «Пещеры» .

2. Наблюдение на прогулке.

«Найди «пещеры» на участке».

3. Моделирование.

Пещеры из камней .

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий о пещерах и их обитателях.

5. Художественная литература.

Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников» .

Р. Кипплинг «Кот, который гулял сам по себе» .

Тема : Кто живет в горах.

1. Беседа «Обитатели гор» .

2. Рассматривание альбома «Кавказский биосферный заповедник» .

3. Продуктивная деятельность.

Лепка сюжетная коллективная «Орлы на горных кручах»

(И. А. Лыкова «ИЗО в детском саду подг. гр.» , с. 82).

4. Игровая деятельность.

1. «Царь горы»

2. «Покорение горной вершины» .

5. Художественный труд.

«Горный ландшафт» .

6. Художественная литература.

Ш. Перро «Беляночка и Розочка» «Белоснежка и семь гномов» . Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к условиям жизни в горах, продолжать формировать бережное отношение к животным и растениям.

Тема : Драгоценные камни .

1. Беседа «Драгоценные камни » .

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий ювелирных изделий из драгоценных камней .

3. Выставка изделий из декоративных камней «Сокровища гномов» .

4. Художественная литература.

П. П. Бажов «Каменный цветок» .

5. Просмотр мультфильма «В гостях у гномов» .

Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них ; формиро-вать эстетическое восприятие окружающего.

Тема : Как человек использует камни .

1. Путешествие по экологической тропе «Кладоискатели» .

2. Беседа «Как человек использует камни » .

3. Экспериментирование

1. Опыт «Спичка и кремень» .

2. Опыт «Домики трех поросят» .

4. Рассматривание энциклопедий и иллюстраций о быте древних людей.

5. Изготовление альбома «Как человек использует камни » .

6. Художественная литература.

Г. -Х. Андерсен «Огниво» .

Показать, какую роль в жизни человека играют камни ; познакомить с камнями , которые человек использует для своих нужд с давних времен.

Тема : Подземная кладовая.

1. Беседа «Полезные ископаемые родного края» .

2. Экспериментирование.

3. Щебень.

3. Сочиняем рассказы и сказки.

1. О камешках.

2. О крупном камне .

4. Игровая деятельность.

1. «Создаем музыкальный инструмент» .

2. «Подбери камешек» .

Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.

Продолжение темы.

6. Экспериментирование.

4. Металлы :

Серебро,

Алюминий,

7. Сочиняем рассказы и сказки.

3. О большом камне (коллективная сказка) .

8. Путешествие по экологической тропе.

9. Игровая деятельность.

3. «Каменный круг» .

4. «Что для чего» .

10. Художественная литература.

Г. -Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» .

План работы с родителями.

1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

2. Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой

4. Привлечение родителей к изготовлению макета пустыни.

5. Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома о разнообразных предметах из глины , песка (керамика, предметы из стекла) .

6. Привлечение родителей к сбору коллекции камней .

7. Консультация «Наблюдаем за неживой и живой природой»

8. Привлечение родителей к сбору образцов песка, камней , ракушек и другого природного материала.

9. Помощь родителей в сборе иллюстративного материала для изготовления альбома «Горы» .

10. Консультация «Учим детей любить природу »

11. Помощь родителей в организации выставки изделий из декоративных камней «Сокровища гномов» .

12. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

13. Родительский клуб «Заботливые родители» семинар «Экологическое воспитание в семье» .





Читайте также: